Ежегодно 15 марта проводится Всемирный день прав потребителей , а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации. В 2019 году его девиз - «Цифровой мир : надежные смарт-устройства».
На сегодняшний день, с развитием новых технологий появляются все новые виды смарт-устройств: смарт-часы, смарт-очки, носимые камеры – мини камеры, встраиваемые в одежду, зачастую оснащенные GPS-модулем, умная одежда, медицинские смарт-девайсы ,фитнес-девайсы, смарт-девайсы для спорта.
К смарт-устройствам для дома можно отнести смарт-холодильник ( можно контролировать наличие продуктов через смартфон), стиральную машину(укомплектована модулем Wi-Fi, что позволяет управлять удаленно), робот пылесос (при помощи смартфона его можно активизировать или останавливать, задавать время), кофеварку, интеллектуальную индукционную плиту, интеллектуальная колонку, дверной видео звонок, смарт TV.
Климатическая техника корректирует отопление и кондиционирование в помещениях. Устройства освещения включает и выключает свет автоматически по наличию или отсутствию людей, настраивает уровень освещенности, воплощая различные сценарии освещения ( для отдыха, работы, сна). Аппаратура безопасности защищает жилье от огня, затопления, утечек газа. Системы энергосбережения и энергопотребления управляет устройствами, подключенными к электросети.
Все создано для того, чтобы упростить нашу жизнь и рационально использовать «драгоценное» время и силы.
Большинство этих предметов входит в перечень технически сложных товаров ( далее –ТСТ), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924 и основным документом, регламентирующим ситуацию в случае обнаружения недостатков в данных товарах являет Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон РФ).
Рассмотрим порядок действий потребителя в случае обнаружения недостатков в технически сложных товарах, который определен ст. 18 Закона РФ.
Недостаток обнаружен в пределах гарантийного срока!
Вы имеете право требовать: |
Сроки исполнения Ваших требований: |
1. Замены на товар аналогичной марки. |
В течение 7 дней.* |
2. Замены на товар другой марки. |
|
3. Соразмерного уменьшения цены. |
В течение 10 дней. |
4. Безвозмездного устранения недостатков или возмещение расходов на их исправление. |
Если в соглашении (договоре) срок не определен, производится незамедлительно, то есть в минимально возможные сроки. Не может превышать 45 дней. |
5.Отказа от исполнения договора купли-продажи (возврата товара и получения денег за него.) |
В течение 10 дней. |
Также Вы вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных Вам вследствие продажи товара ненадлежащего качества |
* При необходимости проведения дополнительной проверки качества товара (экспертизы) в течение 20 дней; при отсутствии товара в продаже – в течение 1 месяца.
Требование о замене товара или возврате денег при обнаружении недостатка в ТСТ можно заявить в 15-дневный срок от даты покупки.
По истечении этого срока, указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Данные требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
Требование о замене товара на товар такой же марки, незамедлительного устранения недостатков или возврата денег за товар с недостатком кроме вышеуказанных сторон можно заявить и изготовителю и импортеру.
Недостаток обнаружен по истечении гарантийного срока!
В соответствии с п. 6 ст. 19 Закона РФ потребитель, получив подтверждение в товаре наличия существенного недостатка (это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки) производственного характера вправе обратиться к изготовителю (уполномоченной организации, импортеру) с требованием о безвозмездном устранении таких недостатков.
Если требование о безвозмездном устранении недостатков не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, то случае потребитель вправе предъявить иные требования - например, замены товара на такую же марку или потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Важно! Потребитель имеет право заявить требование о возмещении убытков, вследствие продажи товара ненадлежащего качества ( оплата стоимости экспертизы, оплата доставки и возврата товара).
Необходимо знать! Требование необходимо заявить в письменном виде, получив на втором экземпляре претензии отметку о вручении. В случае если продавец отказывается принимать товар ненадлежащего качества и Ваше претензионное письмо, можно направить его почтой (заказным письмом с уведомлением с описью вложения) либо вручить при свидетелях, сделав об этом отметку на претензионном письме).
Всегда!!!! Внимательно изучайте документы (типовые формы для заполнения), в них не всегда указан полный перечень требований, возможных для предъявления!